Чеки выписываются заранее
Как рестораторы относятся к изменению правил расчета с гостями
Рестораны обяжут предоставлять бумажный чек еще до оплаты счета. Это должно пресечь теневые схемы. Новые нормы использования контрольно-кассовой техники одобрила Госдума. Сейчас фискальный чек, подтверждающий уплату налогов, официант приносит постфактум, например, со сдачей. С марта 2025-го делать это придется, когда посетитель попросит его рассчитать.
Авторы инициативы ссылаются на рост числа жалоб от потребителей: некоторые заведения отказывают клиентам в выдаче бумажных чеков. Омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов отметил, что так недобросовестным представителям бизнеса удается скрывать реальные объемы выручки. Информация о закрытом заказе в результате просто стирается из системы, пояснил гендиректор ресторана Savva Максим Романцев: «Пречек — это просто выписка из программы. Официант в ПО заносит каждую позицию, и в момент оплаты картой распечатывается так называемый слип. Это не является документом, просто подтверждение, что деньги ушли. Более того, они через 20 минут вернуться, если в банковской системе какие-то ошибки. Официант несет наличные либо слип на кассу, и кассир нажимает кнопочку в программе "отправить данные в ФНС". После этого печатается уже фискальный чек с QR-кодом, по которому гость может проверить подлинность этой операции.
Все равно все трансакции через безнал с расчетных счетов есть в доступе у ФНС. Кроме того, она может в любой момент проверить заведение. Инспекторы приходят в качестве клиентов, и если им не вынесли фискальный чек, то сразу инициируется проверка: снимается касса, проверяются все операции по ней. По закону мы имеем право предоставить чек в течение семи минут. Если времени прошло больше, но все прошло по фискальному регистратору, это тоже считается нарушением. Бывает, что официант просто забывает за этим проследить. Мы прямо на папках оставляем объявление: "Если вам не предоставили фискальный чек, то сумма счета будет закрыта за счет ресторана".
Здесь схемы для мошенничества минимальные. Они существуют, когда гость оплачивает заказ наличными. Официант либо недобросовестный предприниматель может из системы удалить все, что пробилось, и денежки положить в карман».
В комитете Госдумы по бюджету и налогам сообщили, что зачастую недобросовестные заведения вводят клиентов в заблуждение: выдают лишь банковский слип в ответ на просьбу о чеке. Махинации также затрудняют проведение контрольных закупок. По задумке, законопослушным бизнесменам новые правила будут выгодны: вместо счета, кассового и фискального чеков достаточно будет напечатать всего один документ. Небольшим заведениям, как говорят участники рынка, это действительно поможет заметно сократить расходы: из-за санкций кассовая лента подорожала вчетверо. Но для среднего бизнеса это несущественные траты. Другое дело — реакция потребителей. Если фискальный чек приносить сразу, гость уже не сможет отказаться от оплаты отдельных блюд, опасается совладелец красноярских ресторанов Fresco и Fresco Asia Хайям Аминов:
«Например, пришла компания из пять человек, и после застолья они просят разделить счет. А мы, получается, не сможем это отредактировать. Что нам говорить клиентам? Посчитайте на калькуляторе? Неудобно будет, потому что исчезает лояльность гостей. Или, как вариант, им что-то не понравилось: было невкусно, или пришлось долго ждать заказа. Выходит, что мы не сможем удалить какое-то блюдо или не брать за него плату. На сегодняшний день менеджер ресторана под своим паролем может редактировать чек, если в нем какая-то ошибка. Если же отзывать чек, то, мне кажется, это сильно усложнит процесс работы. Все равно потребуются письма, подтверждения. Может быть, придумают какую-нибудь схему, которая будет удобна. У нас есть, например, возможность оплаты по QR-коду, когда гостю чек приходит на указанный адрес электронной почты».
В ФНС не смогли оперативно ответить, на вопрос о том, насколько остро, по их данным, стоит проблема ухода ресторанного бизнеса от уплаты налогов. Владельцы заведений уверены, что такие махинации остались в 2010-х. Ведь доля операций с наличными, с их слов, сейчас не превышает 15%. Впрочем, как отмечают собеседники, это не единственный способ ухода от налогов. В 2022-м ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг вскрыли одну из крупнейших в России преступных схем: владельцы точек общепита использовали терминалы и кассовые аппараты, оформленные на третьих лиц. Деньги же перенаправляли на счета турфирм и крупных автосалонов в обмен на наличную торговую выручку.
Зачастую и сейчас данные в фискальных чеках топовых ресторанов Москвы вызывают вопросы, пояснил юрист и предприниматель в области платежей Ярослав: «В рамках своей адвокатской деятельности я часто встречаюсь с клиентами в ресторанах. Чтобы определить эти расходы как представительские, запрашиваю фискальный чек.
Бывает, что название ресторана в предоставленном счете одно, организации, которой уходит платеж, на чеке с POS-терминала — второе, а на самом фискальном чеке — третье. Например, выходит чек на "ИП Иванов".
Причем речь идет не какие-то чебуречных, а заведениях премиального сегмента на 100-150 посадочных мест, с отделкой в несколько миллионов долларов, с блюдами в меню от 2,5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Не буду спекулировать, зачем это делается, но я являюсь участником двух московских компаний, которые занимаются процессингом электронных платежей. Мы передаем как раз эти фискальные данные в ФНС. Налицо какая-то непрозрачная схема. Другого какого-то варианта я как юрист и бизнесмен, не вижу».
Один из самых громких случаев ухода от уплаты налогов в ресторанном бизнесе в России связан с сетью «Корчма Трас Бульба». По версии следствия, с 2011-го по 2014-й годы в ресторанах работали так называемые ночные кассиры, с помощью специального оборудования они удаляли из памяти аппаратов самые крупные чеки и так занижали выручку. С учетом всех штрафов, пени и процентов ущерб оценили более чем в 1 млрд руб. Позже сумма выросла до 2 млрд руб. В 2019-м владелец сети Юрий Белойван получил два года колонии, но вышел на свободу через шесть месяцев. Суд принял решение из-за болезни бизнесмена.