По данным «NielsenIQ Россия», к июлю 2022 г. в структуре продаж торговых сетей увеличилась доля отечественных товаров, прежде всего продовольственных и повседневного спроса (FMCG). Если в прошлом году она составляла 79%, то в этом выросла до 83%. Локальные производители воспользовались уходом с рынка зарубежных конкурентов и начали активно занимать освободившуюся нишу. Спрос подогрел потребительский ажиотаж, связанный с началом СВО. Политические события и экономический кризис вызвали перебои в логистике зарубежных брендов. В результате ассортимент импортного продовольствия уменьшился на 10%, а промышленных товаров на 20%.

Больше всего увеличилась доля пива отечественных марок (до 89%). Здесь рост составил 10%. Для остальных крепких напитков показатель импортозамещения немногим меньше (7%). Сейчас доля отечественного алкоголя составляет 46% против прошлогодних 39%. Аналогичный рост в 7% показали средства личной гигиены российских марок (их доля сейчас 35%), снеков (92%). Замороженные продукты выросли только на 5%. Впрочем, их показатели изначально были очень высоки (94%), а теперь достигли рекордных 99%. Доля российского шоколада увеличилась на 3%, дойдя до 79%. Отечественные газированные напитки расширили свое присутствие в торговых сетях всего на 1%, с 90% до 91%. Неизменными остались показатели импортозамещения в молочной (91%) и табачной (80%) отраслях.

Товары повседневного спроса.jpg

Следует отметить, что на фоне незначительного расширения ассортимента газированных напитков заметно вырос объем их потребления (5%). Покупатели охотно брали как хорошо знакомые «Тархун», «Дюшес», «Байкал», так и новые продукты от известных производителей CoolCola, «Черноголовка Кола», Fantola. Свою замену импортным аналогам предлагают также производители пива. Так, “Московская пивоваренная компания” выпустила новый сорт Ballantine Stout, который призван заменить Guinness.

По мере исчерпания запасов у дистрибьюторов доля местной продукции будет только увеличиваться. Ее росту также способствует существенное сокращение маркетинговых бюджетов, которые транснациональные корпорации выделяют на продвижение своих брендов в России. Определенную роль играет и значительный рост стоимости импортных товаров, который приводит к снижению спроса на них. Однако процесс импортозамещения конечной продукции сопровождается ростом импорта сырьевых компонентов, поскольку многие из них отсутствуют в стране. Так что пока политическая обстановка остается напряженной, доля местных производителей товаров народного потребления будет расти.