Российское вино занимает полки
Какие напитки предпочитают покупатели и гости ресторанов
Среди российского вина наиболее популярны напитки из Краснодарского края, Крыма и Севастополя — их выбирают более 60% покупателей, подсчитали в Роскачестве. Каждый пятый покупает вино из Дагестана, также в список фаворитов попала продукция ставропольских виноградарей.
Результаты этого исследования подтверждают и продавцы алкоголя. Они предупреждают, что есть риски даже нехватки вин в самом востребованном ценовом сегменте, отметил исполнительный директор компании Fortwine Александр Липилин: «Действительно, где-то в районе 55-60% продаж приходится на российские вина, в игристых даже доля чуть побольше, но всегда надо смотреть на нюансы.
Если мы говорим про напитки высокого ценового диапазона, которые представлены в дорогих ресторанах, то, конечно, 90% в картах — это не российская продукция, а импортная. Если мы говорим про супермаркеты и средний ценовой диапазон, то там соотношение 50 на 50.
Мы сейчас находимся на определенном перепутье, перекрестке. Дело в том, что летом 2023-го был сделан достаточно серьезный шаг для поддержки российского виноделия, кардинально меняющий ситуацию, — были резко повышены пошлины. И сейчас мы еще до конца не понимаем, как это отразится на рынке, потому что процессы импорта и винопроизводства достаточные инертные, они дадут реакцию на изменения где-то на горизонте пары лет. Тогда будет понятно, к чему это решение приведет.
Если говорить про ситуацию, которая существовала до этого, то в принципе рынок был сбалансирован: российского и импортного вина было примерно 50 на 50. Я думаю, что будут некоторые сложности в низком ценовом диапазоне, потому что импорта там не ожидается в силу особенностей этого законодательства о пошлинах.
Будет не хватать и российских вин, потому что это не самый маржинальный сегмент, и при возможности наши виноделы будут стараться куда-то мигрировать в более дорогой сегмент, то есть ближе к цене в 1 тыс. руб. за бутылку».
В июле 2023 года правительство увеличило ставку ввозных пошлин на вино из недружественных стран, в этот список входят США и все страны Евросоюза. Сбор вырос с 12,5% до 20%. Соответственно, импорт стал дороже. Это одна из причин выбора россиян в пользу напитков отечественного производства, пояснил владелец бара «Звонок» в Санкт-Петербурге Антон Ионе: «На импортные вина сейчас более высокий акциз. И то, что мы раньше могли позволить себе за 500 руб., уже стоит 800 руб.
При этом есть и рост местного виноделия, качество напитков выросло довольно заметно. У многих виноделов есть выбор и в премиальном сегменте, такая продукция не уступает зарубежной.
Игристые из России сейчас очень неплохи. То есть если раньше, кроме "Абрау-Дюрсо", не было чего-то хорошего, то сейчас и "Золотая балка", и "Балаклава", и та же "Тамань" делают достойные вина, которые по качеству в среднем сегменте не особо уступают зарубежным аналогам типа Cava или Prosecco».
Все рестораторы, с которыми поговорил “Ъ FM”, отметили, что в России есть хорошее вино, которое может конкурировать с напитками из старых европейских виноделен. Но потребители все еще с недоверием относятся ко всему отечественному, отметил шеф-сомелье ресторана Meat Coin Константин Носач: «Гости в основном пока предпочитают европейские вина и марки из Нового Света. Одно из самых популярных — это Франция, Бордо, Chateau Citran. Оно стоит порядка 14 тыс. руб. Но при этом есть замечательный вариант с винодельни "Галицкий и Галицкий", который называется Cosaque и стоит значительно дешевле.
Тут вопрос лояльности самих посетителей ресторанов. Еще пару лет назад, например, мало кто воспринимал отечественную воду, все хотели итальянскую либо французскую, а сейчас гости спокойно относятся и даже рады, что есть российские бренды. Я думаю, нужно просто дать немножко времени.
Раньше люди относились с неким скептицизмом и к локальным винам, потому что все знали, что есть только какие-то крупные марки вроде "Инкермана" и "Массандры," и хотели чего-нибудь эксклюзивного из Европы».
Вместе с тем каждый пятый россиян сообщил, что считает себя знатоком вина и знает, чем отличается один сорт от другого. А почти половина опрошенных — 47% — признались, что имеют об этом лишь приблизительное представление. 13% респондентов сообщили, что при покупке вина вообще не обращают внимание на его сорт.