Плата за сервис. Нужно ли давать чаевые на отдыхе в России и мире
В ресторане, отеле, такси или салоне красоты принято благодарить специалиста дополнительно. Одни клиенты делают это лишь за исключительный сервис, другие — в любом случае. Суммы тоже разные: так, недавно в Сен-Тропе официанта возмутили «жалкие» 500 евро.
Оставлять чаевые тем, кто оказывает услуги, считается правилом хорошего тона. Сами работники рассказывают, что дополнительного вознаграждения не ждут, но такое внимание их радует.
«Чаевые в бьюти-сфере — всегда приятный бонус. Порой это показатель доверия, уважения к труду. И того, что тебя оценили чуть больше, чем стоимость самой процедуры», — рассказывает мастер педикюра из Москвы Мария Гаврилова. По ее словам, в салоне чаевые были на уровне 5-10% от счета, а когда появился личный кабинет, увеличились до 15%.
“Чем официант профессиональнее, приветливее, собраннее и проворнее, тем больше чаевых ему оставляют”, — уверен Максим Романцев, генеральный директор ресторана Savva. По его словам, также важны посещаемость заведения и лояльность клиентов.
Ольга Петрова, работающая официанткой в кофейне, отмечает, что большинство клиентов оставляют примерно десять процентов. Правда, если садятся за столик. «За барной стойкой редко отличаются щедростью», — уточняет она.
Горничная в трехзвездочном отеле столицы Римма Никитина признается, что чаевые дают нечасто, и обычно это 50 или 100 рублей. «Почему-то большинство считает, что на зарубежных курортах поощрять уборщиц нужно, а у нас необязательно».
Впрочем, в среднем чаевые в гостинице — 500-600 рублей. «Гости активно пользуются возможностью перечислять по QR-кодам — в основном официантам в ресторанах, барменам в лобби-барах, сотрудникам рум-сервиса, периодически — портье на ресепшене», – указали в пресс-службе Azimut Hotels.
А вот в гостевых домах это не принято, сообщают владельцы недвижимости в Краснодарском крае.
Оставляют чаевые не более десяти процентов клиентов. Обычно — на уровне цены чашки кофе, утверждает косметолог Кристина Харкавая. Процедура может стоить и три тысячи, и двадцать. «Если 500 рублей не жалко, то заплатить дополнительно пару тысяч готовы далеко не все. Разве что постоянные посетители», — добавляет она.
Определить по внешности, насколько клиент щедр, невозможно.
«Проще угадать, приобретет он дополнительный домашний уход или нет, — делится своими наблюдениями парикмахер-стилист из Самары Владислав Чернаткин. — Часто вместо чаевых записываются на курс процедур или рекомендуют мои услуги друзьям и близким, что для меня выгоднее».