Новые конкуренты малого бизнеса в сфере общепита
Сети "Пятерочка" и "Перекресток" (X5 Group) активно открывают производство выпечки в своих точках, а "Вкусвилл" вообще запускает собственные кафе. Все эти форматы ретейлеров начинают составлять конкуренцию малому бизнесу в сфере общепита.
В ближайшие 4-5 лет большинство крупных ретейл-сетей развернут проекты по производству выпечки на местах. Сейчас такие проекты находятся на уровне 10% от того масштаба, которой мы увидим к 2027-2028 году. Поэтому пока это не сильно отражается на рынке малых кафе, кондитерских, пекарен. Но с каждым годом это будет ощущаться отчетливее.
Активнее всего в этом направлении движется "Пятерочка". Сеть представила уже около 5 тыс. пекарен и будет их наращивать, возможно, тысяч до 15. Это сильно конкурирует с форматом мини-пекарен. Ретейлеры со своими возможностями могут предложить потребителям более выгодные цены, большие объемы и высокое качество.
Очень многие городские мини-пекарни понимают тренд и уже сейчас занимаются диверсификацией, в том числе в направлении кулинарии и готовой еды. Еще одна стратегия – интеграция с ретейлом: выпуск продукции под СТМ или работа под брендом ретейлера. У многих владельцев сетевых пекарен есть перспективы в этом направлении. Но кто не успеет перестроиться – покинет рынок. В каких масштабах – оценить довольно сложно.
Что касается ресторанов, именно российских гастрономических проектов, то им вряд ли стоит опасаться. Они испытают конкуренцию разве что в отношении доставки.