Рестораторы ищут способы борьбы с некоторыми гостями. Один закурил и прожег дырки в диванах, второй кричал и оскорблял официантов. Чем "могущественнее" ресторатор, тем больше у него возможностей противостоять гостю, который не согласен с тем, что его не пустили.

Когда гость переступает порог, он заключает с рестораном публичный договор оказания услуг общественного питания.

Ресторан обязан оказать услугу каждому потребителю (ст. 426 ГК РФ о публичном договоре). Отказ от обслуживания незаконен. Условия услуг заведение может урегулировать в документе — Правилах. Важно, чтобы Правила не противоречили закону. С помощью грамотных правил можно выпроводить гостя в момент нарушения. Но если гость протрезвел и проветрился, при повторном визите запрет на посещение может быть нарушением. Мы тебя не пускаем, потому что на прошлой неделе ты пьяный залезал на барную стойку. Но сейчас то я трезвый и веду себя хорошо, поэтому я обычный потребитель, запрет на вход, которого незаконен.

Можно ли вводить черные списки гостей в ресторанах.jpg

Четкой судебной практики, в которой рестораны подтверждали законность "черных списков", я не нашел.

Тоненькой ниточкой в пользу законности "черных списков" является решение Альметьевского городского суда. Мужчину не пустили в развлекательный центр на новогодний праздник, потому что в прошлый раз он по-пьяни там начудил. Суд указал: В соответствии с Правилами посещения центра, администрация центра вправе отказать посетителю, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, в обслуживании, а также установить запрет на дальнейшее посещение развлекательного центра.

А если бы гость подал иск к развлекательному центру об отмене пункта правил о "черном списке", как дискриминационного, и понудил заключить договор на оказание услуг — пустить мужчину... по моим ощущениям, дело можно было выиграть. В любом случае, наличие Правил, в которых закреплен запрет на посещение наказанных гостей, дает администрации заведения переговорную позицию сверху. Можно указать на Правила и обосновать, почему ты не пускаешь гостя, который на прошлой неделе кинул бутылку в стену. Это лучше, чем не иметь никакого обосновывающего документа.

Если споры с гостем дойдут до суда, нужно не только рассказать о нарушении правил, но и показать доказательства. Поэтому на хулиганов нужно собрать и хранить объяснительные персонала и видеозаписи с камер.

А отказ блогеру в посещении точно незаконен. Тут крыть нечем. Даже бригада дорогих юристов в суде не поможет.