Чемпионат России по фуд-холлу
Крупные города наперегонки открывают ресторанные объекты
Рост ввода торговых центров и популярность внутреннего туризма способствуют ускорению развития фуд-холлов. В 2024 году ожидается открытие до 33 объектов, что на 57% больше, чем годом ранее. Пока наибольшие темпы открытий сохраняются в Москве, но участники рынка видят потенциал и на региональных рынках. А эксперты предупреждают, что растущая конкуренция грозит ростом числа закрытий объектов с неудачной локацией и концепцией.
2024 году в российских городах планируется запуск 33 фуд-холлов общей площадью 78,6 тыс. кв. м, что на 57% превысит число открытий в 2023 году, подсчитали в NF Group. По данным консультантов, 14 новых фуд-холлов могут открыться в Москве, 6 объектов — в Санкт-Петербурге, 13 пространств — в других городах. С января по одному фуд-холлу запустилось в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Пензе, уточнили в NF Group.
Заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group Наталия Киреева связывает развитие формата с трансформацией в фуд-холлы традиционных фуд-кортов.
Инвесторы, видимо, убедились в эффективности фуд-холлов, отмечает гендиректор RestCon Елена Перепелица. Тренду также способствует рост внутреннего туризма, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Ирина Благовещенская. Как сообщал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, в 2023 году турпоток по РФ вырос на 20% год к году, до 78 млн поездок.
Директор по стратегическому маркетингу и продукту Level Group Александра Мамохина добавляет, что рост открытий объектов общепита связан и с отложенным на 2024 год вводом новых торговых и бизнес-центров. По оценкам CORE.XP, в Москве в 2024 году планируется ввод 800–900 тыс. кв. м офисов, в три раза больше, чем годом ранее. Nikoliers ожидает сдачу в Москве около 155 тыс. кв. м торговых площадей, что также может втрое превысить результат 2023 года.
По данным NF Group, сейчас в Москве работают 63 фуд-холла суммарной площадью 206,3 тыс. кв. м, в Санкт-Петербурге — 16 объектов на 55,6 тыс. кв. м, в остальных регионах — 42 фуд-холла на 91 тыс. кв. м. И хотя в Москве число фуд-холлов превышает число объектов в других регионах, темпы открытий здесь остаются высокими.
Операторам фуд-холлов часто сложно найти качественных арендаторов, продолжает гендиректор сети ресторанов Gagawa Ленар Кутлин. Директор по развитию девелопера Gremm Group Артем Букин добавляет, что многие потребители в регионах привыкли посещать классические кафе и рестораны или традиционные фуд-корты в торговых центрах.
Хотя основатель Zemskiy Group (бренд Eat Market) Владислав Земский указывает, что в Москве из-за насыщенности рынка запуск нового фуд-холла возможен разве что в локации с высоким трафиком или при наличии удачной концепции, а у регионов могут быть хорошие перспективы. Среди развивающихся проектов Zemskiy Group он выделяет Новосибирск, Пензу и Сахалин, добавляя, что у компании в разработке проекты и в других городах.
Наталия Киреева предупреждает, что растущая конкуренция в сегменте фуд-холлов приводит и к росту числа закрытий. По ее данным, в Москве за историю формата закрылось 19 объектов. Не все такие пространства оказываются удачными с точки зрения площади, локации и разнообразия корнеров, отмечает Артем Букин. Елена Перепелица добавляет, что фуд-холлы могут открываться в бывших промзонах, куда привлечь трафик сложно.
Для рестораторов такие концепции также не всегда оказываются привлекательны. Ленар Кутлин говорит, что сеть Gagawa не открывается в фуд-холлах из-за малой нарезки помещений и довольно высоких ставок аренды, которые не всегда гарантируют постоянство трафика. Операторы общепита привыкли к особым условиям аренды, где бы они ни открывались, указывает Елена Перепелица.