Основатель сети "Айбат халляр" (национальный фастфуд, Уфа) Марат Насхутдинов – о переходе на халяльное мясо.

На самом деле, уже давно смотрю на рынок халяль. Сейчас по большей части он представлен столовыми, ларьками с шаурмой, но современных проектов с интересной концепцией фактически нет.

Прежде чем выйти на этот рынок, я взял в команду людей, которые уже работали в халяль-проектах. Они верующие мусульмане, сами едят только халяльную еду, держат пост и соблюдают традиции. Работают в том числе в качестве технологов.

Половина стандартов халяль – это ГОСТы. То есть мясо не должно быть мертвечиной, животное должно быть убито безболезненно, обязательно обескровлено и так далее. Все это и так есть в наших стандартах.

О переходе на халяльное мясо.jpeg

Помимо этого, добавляются другие пункты. Например, над халяльным мясом читают молитвы, а еще при выкармливании животного не должны использовать гормоны, модифицированные кормовые добавки.

Есть такой момент, что хяляльное мясо не должно соприкасаться со свининой. Даже с ножом или аппаратом, который резал свинину. Нельзя жарить два вида мяса на одном гриле – только параллельно. Поэтому это более затратно для ресторана.

Еще пять лет назад потребителей халяль было гораздо меньше. Но поскольку мы живем в Башкортостане, мусульманской республике, изо дня в день идет рост такого комьюнити – потребителей халяль. И это комьюнити настолько сплоченное, что сарафанным радио распространяется информация о новых проектах: что, вот, появилась еще такая сеть кафе с халяльной продукцией.

Сейчас у нас полностью вся сеть в Уфе соответствует стандартам халяль. Сначала перешли наши личные точки, потом франшизные. Именно в Уфе (Санкт-Петербург пока нет).

Я регулярно ездил по, так скажем, околоконкурентам – вкусные халяльные полуфабрикаты найти тяжело. Надо предварительно тестировать продукцию. Благо, выбор есть: федеральные поставщики, дистрибьюторы в каждом регионе России, также много халяльного мяса идет из Казахстана.